Перевод ЯндексДеньги

Волго-Донской судоходный канал имени В.И.Ленина. История строительства

Волго-Донской судоходный канал им. В.И. Ленина

Иван Николаевич Туриков, мой отец, на одном дыхании рассказывает без секретов будни истории строительства Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина.

Сразу чувствуешь, что этот человек по-настоящему любил свою работу и был предан делу.

Поражает его уникальная память. Без единой записи он помнит ход событий, подробности, фамилии. Отец сохранил для потомков память о былом, и я делюсь ею с вами.

Канал построили с третьей попытки

В 1952 году сбылась вековая мечта русского народа о соединении Волги с Доном. Было много попыток осуществить эту мечту, - уж очень удобный путь соединения пяти морей.

Еще Петр I провел эксперимент, пытался соединить каналом речки Камышинку и Иловлю между их верховьями. В том районе сейчас есть станция Петров Вал. Канал был открыт, построен деревянный шлюз. Было пущено первое судно. Но не выдержав напора воды, шлюз разрушился. Немецкий инженер-проектировщик, испугавшись гнева Петра, сбежал.

Были еще проекты канала в самом узком месте рек. Этот проект не предусматривал строительство шлюза. Местность была плохо исследована, никто тогда не знал, что Волга лежит ниже уровня Дона на 40 метров. Хорошо, что этот проект так и не осуществился, а то Дон просто-напросто ушел бы в Волгу.

Особую известность приобрел проект академика Сергея Яковлевича Жука. Центр строительства канала по началу находился в Калаче-на-Дону.

Так вот, по этому проекту Калач-на-Дону попадал под переселение, так как находился ниже уровня Цимлянского водохранилища. И только благодаря знаменитейшему и авторитетному в то время человеку, который жил в Калаче, этого не произошло.

Аникей Борисович Травянов – старый красный партизан. Во время гражданской войны был адьютантом у самого Ворошилова. Алексей Толстой в романе «Хлеб» очень ярко описал деятельность Травянова. Еще он известен тем, что организовал первый колхоз в Калаче-на-Дону. Был председателем колхоза «Пролетарская воля».

Когда Аникей Борисович узнал, что Калач затопят, он поехал в Москву к Климентию Ефремовичу Ворошилову, - председателю Верховного совета. Встреча состоялась. Травянов от имени казаков просил отстоять город.

Ворошилов обещал ходатайствовать и слово свое сдержал. На проекте Жука Сталин своей рукой поставил огромный красный крест. По переделанному проекту Калач-на-Дону оградили плотиной.

Трудные будни канала

В январе 1952 года, моего отца, Турикова Ивана Николаевича, молодого инженера-энергетика, после окончания института направили достраивать канал. Стояла задача форсировать стройку.

Надо было успеть достроить к весне, чтобы в паводок заполнить водохранилище.

В феврале он был назначен дежурным инженером насосной станции No 31 (Карповской станции на Донском склоне).

Туриков И.Н.

Ему выпала честь запустить первый агрегат станции. Про это даже документальный фильм сняли – «Волго-Дон». Много позже моему отцу довелось посмотреть его в Москве.

К паводку построить канал успели. Волго-Донской судоходный канал был открыт 27 июля 1952 года. Эта была действительно великая стройка коммунизма.

За четыре года были построены: сам канал длиной 101 километр с 13 судоходными шлюзами, тремя насосными станциями, 13 плотинами и дамбами, семью водосбросами и водоспусками, двумя аварийно-ремонтными заграждениями, восемью мостами и двумя шлюзами в Цимлянске. Всего не перечислишь.

Но не все было гладко, как показывают в фильмах, были казусы и аварии.

Самый первый казус произошел при открытии канала, в Красноармейске, где сливались донские воды с волжскими. На открытие пришел флагман речного флота СССР «Иосиф Сталин». Теплоход возвращался по каналу к Калачу-на-Дону, и на 12 шлюзе при пуске ракеты загорелась деревянная надстройка. Она сгорела мгновенно.

Калачевскому судостроительному заводу было дано задание в считанные часы восстановить теплоход. За день или два все было сделано и теплоход пошел в Москву. Возможно Сталин и не узнал о беде, происшедшей с «тезкой».

Ужасной трагедией могло завершится первое шлюзование на канале. Пустили теплоход с пионерами. Вышел он из Калача, вошел в шлюз, шлюз наполнился водой, верхние ворота должны были уйти вниз и теплоход вышел бы из шлюза. Но ворота не сработали – теплоход стал выходить, а ворота начали подниматься. Теплоход чудом соскользнул с ворот. Пионеры были в шоке от такой речной прогулки.

Немало было хлопот с заключенными, которые также строили канал. В основном они осуществляли земляные работы. Военнопленные немцы были хорошими специалистами, выполняли архитектурные, отделочные работы.

В одно из дежурств отца, когда агрегат, считай, стоял под открытым небом, (от дождя его скрывал фанерный колпак), трое заключенных чуть было не взорвали все к чертям. Они залезли на крышу колпака и начали лить из ведер воду на обмотку агрегата. Отец еле их уговорил не подводить его, молодого, под трибунал.

Летом 1952 года, только строители и заключенные отправились в Вытегру на реконструкцию Мариинской системы канала, на Мариновской станции нашего канала произошла крупная авария.

В дежурство однокурсника отца Кости Козьмина не сработал быстропадающий щит при остановке агрегата. Агрегат остановился, а щит не опустился и вода с верхнего бьефа под давлением пошла по трубопроводу вниз. Затопила насосную станцию, подмыла железобетонные устои, на которых лежал трубопровод. Все три трубопровода были разрушены. Станция вышла из строя.

Об аварии доложили начальнику стройки, заместителю Министра МВД генералу Серову. Проектировщиков срочно доставили из Ленинграда в Калач-на-Дону. А строителей, - заключенных-сварщиков, сняли с поезда, который шел в Вытегру, и доставили к Серову.

По их мнению, на восстановление трубопровода требовалось дней 10. Серов дал им 7 дней, и пообещал, что если уложатся в срок, - будут освобождены, награждены и вернутся в семьи.

Сварщики уложились в 8 дней, и Серов слово сдержал. Он действительно на стройке обладал неограниченной властью, данной ему Сталиным.

В ноябре 1952 года в первый год эксплуатации станции произошла еще одна крупная авария. Разбушевалась стихия. Сильный штормовой ветер раскачал Карповское водохранилище. Двух-трех метровые волны стали размывать четырехкилометровую плотину, которая отделяла Цимлянское водохранилище от Карповского.

Плотина была не забетонированная, просто выложена камнем. Волны размыли камни. В устое (примыкании к насосной станции) произошел прорыв плотины и вода стала проникать в Цимлянское водохранилище. Это грозило катастрофой – вода вся бы ушла и канал прекратил бы свое существование.

Ликвидацию аварии возглавил начальник стройки Серов. Ни песок, ни камни не давали нужного эффекта. Спасла мука. С калачевского элеватора сотнями машин везли муку в мешках. Высыпали мешки в прорыв, намокшая мука склеилась и остановила поток воды.

Во время ликвидации аварии произошел интересный случай. Серов отдал приказ всем заключенным грузить камни. Для женщин-заключенных исключения не было. Одна из дамочек подошла к Серову и протянув красивые пальчики с маникюром, спросила: «Гражданин начальник, да вы знаете что этими руками не камни бросать надо, а только держаться за одно место?»

Серов рассвирепел, выгнал всех женщин с глаз долой. Женский лагерь сразу же эвакуировали. Так женщины спаслись от тяжелой работы.

Отец говорил, что больше особых аварий за его бытность на канале не было. Почти шесть лет он проработал на канале, от дежурного инженера дошел до инженера-энергетика всего Донского склона канала. Ответственная, но интереснейшая была работа. Есть что рассказать внукам.

Понравилась заметка? Оставляйте коментарии, подписывайтесь.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждого 1 и 15 числа iBook.pro розыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO IdeaPad

Подробно: ibook.pro/konkurs

LENOVO IdeaPad Intel Core i5, 8ГБ DDR4, SSD, GeForce, Windows 10

12 комментариев

  • Аватар комментатора Надежда Надежда
    Вадимир, много интересных фактов про строительство Волго-Донского канала узнала из вашей заметки. Это история вашей семьи, которую надо рассказывать внукам и правнукам
    Ответить
    1. Аватар комментатора Владимир Туриков Владимир Туриков

      Надежда, спасибо за отзыв! История и стоит на воспоминаниях и рассказах наших предков. Наша задача рассказывать быль нашим внукам и правнукам!

      Ответить
  • Аватар комментатора Кен Шин Кен Шин
    БОльшинство грандиозных строительств в то непростое время поднималось руками заключенных, но не все об этом знают и помнят, также как и не владеют исторической информацией о людях, которые непосредственно принимали участие в проектах. А ведь для многих из нас это были отцы, матери, деды и хорошо, что об этом можно почитать. Хорошая, сильная заметка, наполненная не только неизвестными мне фактами, но и написанная доступным и легким слогом.
    Ответить
    1. Аватар комментатора Владимир Туриков Владимир Туриков

      Кен Шин, здравствуйте! Спасибо за оценку моей заметки! Думаю, что эта заметка дополнит материал исторических фактов и увековечит фамилию человека, отдавшего частичку себя в строительство Волго-Дона.

      Ответить
  • Аватар комментатора Евгения Евгения
    Владимир, спасибо за статью. У вас безусловно есть повод гордиться своим отцом. В таком большом проекте он участвовал.
    Ответить
    1. Аватар комментатора Владимир Туриков Владимир Туриков

      Евгения, здравствуйте! Спасибо за комментарий! Да, горжусь своим отцом, он всегда был для меня примером!

      Ответить
  • Аватар комментатора asa60 asa60
    Интересные и полные событий были времена соединения рек, строительства каналов, как я понимаю на этих стройках работали по большей части заключенные. Много народа поработало на народных стройках, многие не вернулись...
    Ответить
    1. Аватар комментатора Владимир Туриков Владимир Туриков

      asa60, спасибо за комментарий! Да, секрета нет, что канал унес много жизней человеческих, а ведь заключенные - тоже люди...

      Ответить
  • Аватар комментатора Татьяна Татьяна
    Владимир, да, то что Вы написали в книгах и учебниках не прочтешь, что очень ценно. Берегите воспоминания Вашего отца, только так можно узнать правду о многих событиях в жизни. Я очень жалею, что не расспрашивала отца о его детстве и молодости, сколько бы интересного он бы мог мне рассказать. Это понимаешь только, когда сам становишься взрослым и зрелым.
    Ответить
    1. Аватар комментатора Владимир Туриков Владимир Туриков

      Татьяна, спасибо за отзыв! В книгах и учебниках если есть информация, то факты могут быть немного искажены и неполны. И Вы правы, что воспоминания очевидцев заключают в себе правдивое содержание событий.

      Ответить
  • Аватар комментатора Сергей Сергей
    Владимир, спасибо за исторически познавательную статью! Я отдохнул читая её!) Дальнейших вам успехов!
    Ответить
    1. Аватар комментатора Владимир Туриков Владимир Туриков

      Сергей, благодарю за отзыв!

      Ответить

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение