Факты из истории строительства Волго-Донского судоходного канала

Волго-Донской судоходный канал им. В.И. Ленина.
Обновлено:

В 1952 году сбылась вековая мечта русского народа о соединении Волги с Доном. Было много попыток осуществить эту мечту, - уж очень удобный путь соединения пяти морей.

Иван Николаевич Туриков, мой отец, на одном дыхании рассказывает без секретов будни истории строительства Волго-Донского судоходного канала имени В.И. Ленина.

Сразу чувствуешь, что этот человек по-настоящему любил свою работу и был предан делу. Поражает его уникальная память. Без единой записи он помнит ход событий, подробности, фамилии. Отец сохранил для потомков память о былом, и я делюсь ею с вами.

История строительства Волго-Донского судоходного канала; канал построили с третьей попытки

Строительство Волго-Донского судоходного канала.

Из истории известно, что ещё Петр I провёл эксперимент по соединению каналом речки Камышинку и Иловлю между их верховьями. В том районе сейчас есть станция Петров Вал. Канал был открыт, построен деревянный шлюз. Было пущено первое судно. Но не выдержав напора воды, шлюз разрушился. Немецкий инженер-проектировщик, испугавшись гнева Петра, сбежал.

Были еще проекты канала в самом узком месте рек. Этот проект не предусматривал строительство шлюза. Местность была плохо исследована, никто тогда не знал, что Волга лежит ниже уровня Дона на 40 метров. Хорошо, что этот проект так и не осуществился, а то Дон просто-напросто ушел бы в Волгу.

Особую известность приобрел проект академика Сергея Яковлевича Жука. Центр строительства канала по началу находился в Калаче-на-Дону. Так вот, по этому проекту Калач-на-Дону попадал под переселение, так как находился ниже уровня Цимлянского водохранилища. И только благодаря знаменитейшему и авторитетному в то время человеку, который жил в Калаче, этого не произошло.

Аникей Борисович Травянов – старый красный партизан. Во время гражданской войны был адьютантом у самого Ворошилова. Алексей Толстой в романе «Хлеб» очень ярко описал деятельность Травянова. Еще он известен тем, что организовал первый колхоз в Калаче-на-Дону. Был председателем колхоза «Пролетарская воля».

Когда Аникей Борисович узнал, что Калач затопят, он поехал в Москву к Климентию Ефремовичу Ворошилову, - председателю Верховного совета. Встреча состоялась. Травянов от имени казаков просил отстоять город.

Ворошилов обещал ходатайствовать и слово свое сдержал. На проекте Жука Сталин своей рукой поставил огромный красный крест. По переделанному проекту Калач-на-Дону оградили плотиной.

Трудные будни строительства Волго-Донского судоходного канала

Волгодон.

В январе 1952 года, моего отца, Турикова Ивана Николаевича, молодого инженера-энергетика, после окончания Киевского электромеханического техникума и Московского электромеханического института направили достраивать канал, где он проработал с 1952 по 1957 годы. В то время стояла задача форсировать стройку Волго-Донского канала . Надо было успеть достроить к весне, чтобы в паводок заполнить водохранилище.

В феврале отец был назначен дежурным инженером насосной станции № 31 (Карповской станции на Донском склоне). Ему выпала честь запустить первый агрегат станции. Про это даже документальный фильм сняли – «Волго-Дон». Много позже моему отцу довелось посмотреть его в Москве.

К паводку построить канал успели. Волго-Донской судоходный канал был открыт 27 июля 1952 года. Эта была действительно великая стройка коммунизма. За четыре года были построены: сам канал длиной 101 километр с 13 судоходными шлюзами, тремя насосными станциями, 13 плотинами и дамбами, семью водосбросами и водоспусками, двумя аварийно-ремонтными заграждениями, восемью мостами и двумя шлюзами в Цимлянске. Всего не перечислишь.

Но не все было гладко, как показывают в фильмах, были казусы и аварии. Самый первый казус произошел при открытии канала, в Красноармейске, где сливались донские воды с волжскими. На открытие пришел флагман речного флота СССР «Иосиф Сталин». Теплоход возвращался по каналу к Калачу-на-Дону, и на 12 шлюзе при пуске ракеты загорелась деревянная надстройка. Она сгорела мгновенно.

Калачевскому судостроительному заводу было дано задание в считанные часы восстановить теплоход. За день или два все было сделано и теплоход пошел в Москву. Возможно Сталин и не узнал о беде, происшедшей с «тезкой».

Ужасной трагедией могло завершится первое шлюзование на канале. Пустили теплоход с пионерами. Вышел он из Калача, вошел в шлюз, шлюз наполнился водой, верхние ворота должны были уйти вниз и теплоход вышел бы из шлюза. Но ворота не сработали – теплоход стал выходить, а ворота начали подниматься. Теплоход чудом соскользнул с ворот. Пионеры были в шоке от такой речной прогулки.

Немало было хлопот с заключенными, которые также строили канал. В основном они осуществляли земляные работы. Военнопленные немцы были хорошими специалистами, выполняли архитектурные, отделочные работы.

В одно из дежурств отца, когда агрегат, считай, стоял под открытым небом, (от дождя его скрывал фанерный колпак), трое заключенных чуть было не взорвали все к чертям. Они залезли на крышу колпака и начали лить из ведер воду на обмотку агрегата. Отец еле их уговорил не подводить его, молодого, под трибунал.

Летом 1952 года, только строители и заключенные отправились в Вытегру на реконструкцию Мариинской системы канала, на Мариновской станции нашего канала произошла крупная авария.

В дежурство однокурсника отца Кости Козьмина не сработал быстропадающий щит при остановке агрегата. Агрегат остановился, а щит не опустился и вода с верхнего бьефа под давлением пошла по трубопроводу вниз. Затопила насосную станцию, подмыла железобетонные устои, на которых лежал трубопровод. Все три трубопровода были разрушены. Станция вышла из строя.

Об аварии доложили начальнику стройки, заместителю Министра МВД генералу Серову. Проектировщиков срочно доставили из Ленинграда в Калач-на-Дону. А строителей, - заключенных-сварщиков, сняли с поезда, который шел в Вытегру, и доставили к Серову.

По их мнению, на восстановление трубопровода требовалось дней 10. Серов дал им 7 дней, и пообещал, что если уложатся в срок, - будут освобождены, награждены и вернутся в семьи. Сварщики уложились в 8 дней, и Серов слово сдержал. Он действительно на стройке обладал неограниченной властью, данной ему Сталиным.

В ноябре 1952 года в первый год эксплуатации станции произошла еще одна крупная авария. Разбушевалась стихия. Сильный штормовой ветер раскачал Карповское водохранилище. Двух-трех метровые волны стали размывать четырехкилометровую плотину, которая отделяла Цимлянское водохранилище от Карповского.

Плотина была не забетонированная, просто выложена камнем. Волны размыли камни. В устое (примыкании к насосной станции) произошел прорыв плотины и вода стала проникать в Цимлянское водохранилище. Это грозило катастрофой – вода вся бы ушла и канал прекратил бы свое существование.

Ликвидацию аварии возглавил начальник стройки Серов. Ни песок, ни камни не давали нужного эффекта. Спасла мука. С калачевского элеватора сотнями машин везли муку в мешках. Высыпали мешки в прорыв, намокшая мука склеилась и остановила поток воды.

Во время ликвидации аварии произошел интересный случай. Серов отдал приказ всем заключенным грузить камни. Для женщин-заключенных исключения не было. Одна из дамочек подошла к Серову и протянув красивые пальчики с маникюром, спросила: «Гражданин начальник, да вы знаете что этими руками не камни бросать надо, а только держаться за одно место?» Серов рассвирепел, выгнал всех женщин с глаз долой. Женский лагерь сразу же эвакуировали.Так женщины спаслись от тяжелой работы.

Отец говорил, что больше особых аварий за его бытность на канале не было. Почти шесть лет он проработал на канале, от дежурного инженера дошел до инженера-энергетика всего Донского склона канала.

Основные вехи из жизни Турикова Ивана Николаевича

Туриков Иван Николаевич (15.10.26 - 09.11.2009 гг.)  родился в деревне Лисичино Велижского уезда (ныне - Куньинского района Псковской области). В 1941 году окончил 9 классов. В то время войны был эвакуирован в Свердловскую область, где работал на фанерном комбинате, счетоводом в колхозе, секретарём сельского совета.

Окончил Киевский электромеханический техникум, в 1951 году - Московский электромеханический институт. Кандидат технических наук.

 В 1952-57 годах работал на строительстве Волго-Донского канала: инженер-электрик, с 02. 1952 года - дежурный инженер насосной станции № 31, затем инженер-энергетик Волго-Донского канала. В 1957 году был избран 2-м секретарём Калачёвского РК КПСС Сталинградской (ныне - Волгоградской) области. Инструктор Волгоградского Обкома партии, директор предприятия Тепловые сети "Волгоградэнерго".

Заключение

Волго-Донской судоходный канал возводили также выпускники институтов и техникумов всей страны, местные жители в числе которых трудился и мой отец Туриков Иван Николаевич.

В строительстве канала принимали участие немецкие и политические заключенные. Управлению доводилось искать подходы к контингенту различными способами: и одобрением, и санкциями так как заключенные трудиться не желали.

Ответственная, но интереснейшая у отца была работа дежурным инженером насосной станции, потом инженером-энергетиком Волго-Донского канала. Есть что рассказать внукам. Понравилась заметка? Оставляйте комментарии, подписывайтесь.

18 комментариев

Аватар комментатора Евгений Автор: Евгений

Интересная информация о канале. Сколько было вложено трудов, даже представить сложно. У нас в Московской области есть канал, который соединяет реку Москва и Волгу, тоже примерно такая же история строительства, но со своими нюансами. И там тоже порт пяти морей. Правда сейчас там одни круизы плавают. Речной транспорт не стал развиваться. Есть самолёты, поезда, фуры и т.д. Вот интересно стоило ли это всё таких трудов и жертв

Аватар комментатора Владимир Туриков Автор: Владимир Туриков

К чести С. Жука, работы были организованы четко. Авралы, и, как следствие, переутомление и смерть людей, были сведены к минимуму. Всего за время строительства, по воспоминаниям участников событий, погибло не более полутора тысяч человек. По сравнению с Беломорским каналом – это мизер. Всем категориям рабочих начислялся трудовой стаж. У заключенных год работы считался за два года отбывания наказания. И работали люди на совесть. Заключенные получали зарплату наравне с добровольцами.

Над военнопленными не издевались. Можно даже сказать, что у них были наиболее приемлемые условия труда. Один из пленных, Эрвин Франц, работавший на рытье канала, впоследствии, будучи уже на пенсии, приехал из ФРГ посмотреть на Волгодон. В своих воспоминаниях он написал, что видел сохранившиеся бараки, в которых жили пленные немцы. Более всего его поразило, что в бараках до сих пор живут люди, хотя он считал бараки абсолютно неподходящими для людей. Значение Волго-Донского канала трудно переоценить. В то время, как многие великие стройки коммунизма медленно зарастают ковылем и лопухами, канал продолжает работать с полной загрузкой, обеспечивая дешевую и эффективную транспортную и туристическую систему.
Волгодон давно компенсировал стране и народу те гигантские жертвы, которые были принесены при его строительстве. Затопив огромные площади плодородных земель, канал принес воду на ранее засушливые территории, сделав их плодоносными. Оросительные каналы Волгодона действуют и сегодня.

Аватар комментатора Евгений Автор: Евгений

Владимир Туриков, информативно и интересно)

Аватар комментатора Владимир Туриков Автор: Владимир Туриков

Евгений! спасибо за оценку! Приглашаю почитать другие мои статьи.

Аватар комментатора Анатолий Автор: Анатолий

Я в 1986 году на теплоходе из Волгограда с группой туристов прошел все шлюзы из Волги до Дона-это не передать!Спасибо!Привет Калачу на Дону!

Аватар комментатора Владимир Туриков Автор: Владимир Туриков

Анатолий, привет из Калача-на-Дону! Добро пожаловать пройти еще разок шлюзы по Волго-Донскому каналу! Сравните как за последнее время преобразились шлюзы, берега, природа!

Аватар комментатора Надежда Автор: Надежда

Вадимир, много интересных фактов про строительство Волго-Донского канала узнала из вашей заметки. Это история вашей семьи, которую надо рассказывать внукам и правнукам

Аватар комментатора Владимир Туриков Автор: Владимир Туриков

Надежда, спасибо за отзыв! История и стоит на воспоминаниях и рассказах наших предков. Наша задача рассказывать быль нашим внукам и правнукам!

Аватар комментатора Сергей Кузьмин (Кен Шин) Автор: Сергей Кузьмин (Кен Шин)

БОльшинство грандиозных строительств в то непростое время поднималось руками заключенных, но не все об этом знают и помнят, также как и не владеют исторической информацией о людях, которые непосредственно принимали участие в проектах. А ведь для многих из нас это были отцы, матери, деды и хорошо, что об этом можно почитать. Хорошая, сильная заметка, наполненная не только неизвестными мне фактами, но и написанная доступным и легким слогом.

Аватар комментатора Владимир Туриков Автор: Владимир Туриков

Кен Шин, здравствуйте! Спасибо за оценку моей заметки! Думаю, что эта заметка дополнит материал исторических фактов и увековечит фамилию человека, отдавшего частичку себя в строительство Волго-Дона.

Аватар комментатора Евгения Автор: Евгения

Владимир, спасибо за статью. У вас безусловно есть повод гордиться своим отцом. В таком большом проекте он участвовал.

Аватар комментатора Владимир Туриков Автор: Владимир Туриков

Евгения, здравствуйте! Спасибо за комментарий! Да, горжусь своим отцом, он всегда был для меня примером!

Аватар комментатора asa60 Автор: asa60

Интересные и полные событий были времена соединения рек, строительства каналов, как я понимаю на этих стройках работали по большей части заключенные. Много народа поработало на народных стройках, многие не вернулись...

Аватар комментатора Владимир Туриков Автор: Владимир Туриков

asa60, спасибо за комментарий! Да, секрета нет, что канал унес много жизней человеческих, а ведь заключенные - тоже люди...

Аватар комментатора Татьяна Автор: Татьяна

Владимир, да, то что Вы написали в книгах и учебниках не прочтешь, что очень ценно. Берегите воспоминания Вашего отца, только так можно узнать правду о многих событиях в жизни. Я очень жалею, что не расспрашивала отца о его детстве и молодости, сколько бы интересного он бы мог мне рассказать. Это понимаешь только, когда сам становишься взрослым и зрелым.

Аватар комментатора Владимир Туриков Автор: Владимир Туриков

Татьяна, спасибо за отзыв! В книгах и учебниках если есть информация, то факты могут быть немного искажены и неполны. И Вы правы, что воспоминания очевидцев заключают в себе правдивое содержание событий.

Аватар комментатора Сергей Автор: Сергей

Владимир, спасибо за исторически познавательную статью! Я отдохнул читая её!) Дальнейших вам успехов!

Аватар комментатора Владимир Туриков Автор: Владимир Туриков

Сергей, благодарю за отзыв!

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение