Использование персонального компьютера в работе учителя-логопеда для исправления нарушения речи у ребенка

Компьютер в работе логопеда
Обновлено:

В этой заметке позвольте дать полезные материалы, которыми я интересовался благодаря своей внучки для развития ее речи.

Также, я думаю, этот материал пригодится учителю-логопеду для эффективной работы с ребенком с помощью персонального компьютера. Однако персональный компьютер - это всего лишь машина, которая не является самоценной, поэтому только в целенаправленном взаимодействии педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительных учебных результатов.

Информационные компьютерные технологии сегодня используются практически во всех образовательных учреждениях и всё чаще применяются в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Специальные обучающие логопедические тренажеры

I. Русифицированный программно-аппаратный комплекс «ВИДИМАЯ РЕЧЬ III» разработан американской корпорацией IBM. Комплект устанавливается на стандартный персональный компьютер заказчика со следующими минимальными характеристиками: 486-DX2-80,RAM 4 Mб, HDD > 20 Mб, VGA.

Он предназначен для коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. Включенные в комплект модули программы позволяют работать как с детьми, так и со взрослыми пациентами.

Меню программы «ВИДИМАЯ РЕЧЬ III»: программа вклюает в себя следующие модули

  1. Модуль «Наличие звука».
  2. Модуль «Громкость».
  3. Модуль «Громкость голоса».
  4. Модуль «Включение голоса».
  5. Модуль «Высотные упражнения».
  6. Модуль «Автоматизация фонемы».
  7. Модуль «Цепочки».
  8. Модуль «Дифференциация двух фонем».
  9. Модуль «Дифференциация четырёх фонем».
  10. Модуль «Спектр высоты и громкости во фразе».
  11. Модуль «Спектр звука».

Модуль “Наличие звука”- позволяет измерить длину речевого выдоха, отследить слоговую структуру слова.

Модуль “Громкость” предназначен для контроля и отработки громкости речевой активности. Чем громче речевая активность пациента, тем больше радуга на экране. Зафиксированный образец громкости на экране в виде эталона можно использовать для упражнения по принципу достижения определенного предела громкости.

Модуль “Включение голоса” позволяет увидеть момент включения голоса в речевом упражнении. Бабочка-хамелеон меняет цвет при произношении не голосовых звуков и голосом. Этот модуль предназначен для работы над различием звонких и глухих согласных, зарекомендовал себя в работе над призвуками у слабослышащих, в работе над моторными схемами при алалии.

Модуль “Высотные упражнения” организовывает вокальные упражнения, развивает связочный аппарат, координацию модуляцию голоса. В модуле настроены упражнения в которых поставлена задача провести анимационный объект из левой части экрана в правую, используя при этом вокальные характеристики голоса. В процессе движения необходимо собирать мишени и преодолевать препятствия, которые расставлены хаотично, этим усложняя задачу. Имеется голосовое упражнение "Горка", голосовое упражнение "Змейка", голосовое упражнение "Вверх/вниз".

Модуль “Спектр звука” предоставляет возможность работать со спектром отдельных звуков с помощью которого Можно очень быстро добиться результатов даже в работе с тяжелой речевой патологией. При произношении звука на экране появляется спектральный график пациента. Задача состоит в том, чтобы спектр звука произношения пациента мало отличался от образцового графика спектра звука.

В комплект входит:

-микрофон;

-плата обработки звуковых сигналов Sounblaster 16;

-активная стереосистема;

-программное обеспечение на компакт-диске;

-описание и методические рекомендации.

Ориентировочная стоимость (в зависимости от комплектации) в пределах 230-260$ при оплате в рублях по реальному рыночному курсу.

Обучение специалистов заказчика осуществляется после взаиморасчетов по поставке оборудования.

II. Программа «Игры для Тигры», разработанная в Перми коллективом авторов под руководством Л.Р. Лизуновой - комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа состоит из четырех блоков:

  1. Фонематика
  2. Просодика
  3. Лексика
  4. Звукопроизношение

Игры для Тигры содержат:

  • Упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи)
  • Уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова)
  • Задания на модуляции голоса (управление громкость и высотой)
  • Упражнение на звуковой анализ и синтез
  • Лексические упражнения

Всего более 50 упражнений. Эта игра показана при коррекции дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании.

III. Логопедические тренажёры «Дэльфа-142.1 (научным руководителем проекта и автором методических рекомендаций является О.Е. Грибова). Тренажер для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения пациентов создан в 1994г., использует нестандартное устройство обработки звуков в виде дополнительного преобразователя, заменяющего современные звуковые карты и работает в операционной системе DOS.

Звучащая речь улавливается микрофоном, преобразуется и передаётся сигналом на процессор – отображается на экране компьютера в виде информативных образов с элементами анимации – сохраняется на экране в течение любого времени. В комплекте – 63 базовых словаря с общим количеством слов около 4,5 тысяч. Это тематические словари («Одежда», «Пища», «Школа»…) и словари, построенные по фонематическому принципу («гласные второго ряда», «Мягкий знак»).

Следует отметить, что все эти специализированные программы и их аналоги, несмотря на свои очевидные достоинства, не получили широкого распространения в логопедической практике. Главным недостатком таких программ является невозможность быстрого овладения ими.

Даже у хорошо владеющего компьютером специалиста могут возникать трудности при установке и использовании различных логопедических тренажёров. Также к основным недостаткам можно отнести низкую скорость производимых в программах манипуляций, несовместимость с системными требованиями и высокую стоимость аппаратных комплексов.

Достоинства использования ПК с современными компьютерными программами, как основного средства обучения на логопедических занятиях

На логопедических занятиях можно использовать различные развивающие и обучающие компьютерные программы для дошкольников и школьников. Они имеют большой тираж, и, следовательно, стоимость их иногда в десятки раз ниже, чем у специализированных. Большинство современных развивающих компьютерных программ довольно просты, но при этом эффективны в использовании.

Наиболее широкое распространение среди учителей-логопедов получила программа для создания презентаций Microsoft Office Power. «Компьютерная презентация - это демонстрация тематического файла. Подобно тому, как текстовый документ состоит из страниц, файл презентации состоит из последовательности кадров или слайдов. Эти слайды можно не только выводить на экран компьютера или специального проектора по ходу выступления, но и напечатать на бумаге. Достоинства такой презентации по сравнению с ворохом плакатов очевидны».

Если компьютер подключается к сети Интернет, то его функциональные возможности многократно возрастают. Веб-сайты, Интернет-порталы, Интернет-сообщества, вебинары и тематические форумы позволят учителю-логопеду не только оставаться в курсе текущих событий и облегчить поиск необходимой для работы информации, но и высказать мнение по какой-нибудь актуальной проблеме, или поделиться собственным опытом с другими пользователями.

Полезные Веб-сайты для учителя-логопеда

Веб-сайтов, которые могут быть полезными учителю-логопеду, достаточно много, но наиболее интересными являются следующие:

1. Логопедический портал: всероссийский образовательный сайтLogoPortal.ru

На данном сайте публикуются статьи на логопедические темы. Логопедический портал богат полезными советами по развитию речи, по решению логопедических проблем, по успешному ведению логопедической практики, в том числе частной. Здесь можно найти полезные логопедические публикации и статьи по логопедии.

2. Логопед Ру - электронный портал логопедов и дефектологов; является старейшим логопедическим ресурсом в Рунете. На данном сайте публикуются статьи по логопедии и коррекционной педагогике, конспекты логопедических занятий, методические рекомендации и многое другое.

3. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - данный портал даёт учителям возможность создавать свои собственные мини-сайты и обмениваться опытом.

Заключение

Таким образом, не следует забывать, что в профессиональной деятельности учителя-логопеда компьютер не должен быть только техническим средством обучения детей. ПК также может быть использован для ведения логопедической документации, самообразования, обмена опытом с коллегами, подготовки к консультациям родителей и даже проведения самих консультаций.

Кому была полезна статья напишите в коментариях, может кто добавит что-нибудь на эту тему.

Понравилась статья? Поделись!

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение